Право первой ночи +18

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Право первой ночи +18 » Библиотека » Читать умеешь?


Читать умеешь?

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Если умеешь - то здесь ты найдешь все, что тебе нужно знать.
А не умеешь, - так тебя здесь и нет.

0

2

Выражение "средние века" вышло из самого Средневековья: для средневекового человека главным событием прошлого было Первое, будущего - Второе пришествие Христа, а жизнь человечества протекала посередине. Но впервые употребление этого понятия как обозначения эпохи появилось только в трудах гуманистов. По официальной периодизации, XIII-XV в. - "Осень средневековья".

Проповедь I. Средневековая религиозная ментальность
Со средневековым христианством благополучно уживались мифологические верования, и при этом люди были "одержимы неизбывной жаждой спасения"(c). Скрупулёзность варварского права перешла на меркантильное к этому спасению отношение - за определённый взнос "в его пользу" от святого получалось соответствующее количество благодати. Благодать "производилась" и добрыми делами, и для спасения она должна была перевесить грехи. "Лишняя" благодать поступала в "сокровищницу церкви", которой могли пользоваться священнослужители, выдавая благодать желающим. Так, "Корректор" епископа Бургундского расписывал значимость различных грехов с указанием покаянных дел для отработки благодати, выданной священником авансом при прощении на исповеди. Согласно оному наказание грозило не за веру, а за неверие в шабаши: "кто не верит в ведьм, та сама ведьма".
Языческие персонажи в богословии трансформировались в демонов, не властных над материей, но влияющих на психику человека. Официальная теология рассматривала святых как посредников между людьми и Богом, но для мифологизированного сознания святые совершают чудеса по собственной, а не Божьей воле. Всё средневековое сознание пронизано верой в чудо и ожиданием чуда. "Миракулы" - сборники рассказов о чудесах местных святых - пользовались популярностью, как современные путеводители; их героями становились как реальные лица, так и полулегендарные, творившие чудеса как при жизни, так и после смерти, и чудеса их как приносили блага, так и карали за непочтительность. Наказания приписывались и самому Богу, а милость и всепрощение были связаны с культом Богоматери. Наиболее сложной фигурой был Дьявол: манихейская ересь, восходящая к зороастризму и рассматривающая Бога и Дьявола как равновеликие силы, преследовалась, и считалось, что зло действует по Божьему попущению или как исполнитель Божьих приговоров.
В средневековом сознании столкнулись две эсхатологии - судьба мира и судьба человека. Если душа определялась в рай или ад сразу после смерти, Страшный суд терял смысл. Еретические учения предполагали, что в Апокалипсис будут прощены все, включая Дьявола, и что ада и рая не существует до конца времён. Также из народного сознания вышло представление о Чистилище. Но богословие постепенно внедрило представление о том, что библейские события происходят в Вечности. Это значит, что каждый год на Рождество действительно рождается Иисус, в Страстную неделю Его действительно каждый год распинают, etc., - и Страшный суд уже происходит. На этом строился весь богослужебный канон как магический феномен, система кодов, являющихся отражением происходящего в Вечности. В этом, к слову, и причина средневекового антисемитизма: каждый еврей нёс ответственность за то, что когда-то евреи распяли Христа.
Время для средневекового человека было наполнено этическим и ценностным содержанием: Свет сменял Тьму во времени суток и временах года, каждый день был посвящён тому или иному святому, "привязанному" к аграрному календарю. Так же и по отношению к пространству: центром мира был Иерусалим, отражение Града Небесного, наиболее к нему близкое - соответственно, наиболее высокой точкой. Приближавшийся к Иерусалиму поднимался вверх, удалявшийся - опускался вниз. Сакральный смысл Иерусалима сумеет поколебать только разочарование Крестовых походов. До ренессансного антропоцентризма ещё далеко, но и изократия (общее подобие) античности уже преодолено: человек - не индивидуальность, а личность, определяющаяся его взаимодействием с абстрактными силами.

0

3

Рассмотрим на примере Франции - там феодализм развивался наиболее "канонично". Не забываем: вассал моего вассала - не мой вассал!

Проповедь II. Генезис феодализма
В Раннее средневековье свободный франк имел надел - аллод, но не мог его продать, минуя ближайших родственников - верховным собственником оставался род. Коммендация (вручение) была правом объявить более богатого человека своим сеньором, отказываясь от права и обязанности носить оружие и являться на сборы, оказывать гостеприимство королю и его людям, пользоваться их судом. Вместе с человеком под власть сеньора переходили его семья и земля; сеньором мог быть и небесный покровитель, выраженный в лице монастыря. Крестьяне-вилланы подчинялись своему господину, но могли перейти от него к другому, крестьяне-сервы прикреплялись к земле. Они платили сеньору оброк, отрабатывали барщину на его наделе-домене, а сеньор должен был их судить и защищать. Фактически сеньор превращался в мини-государя, а сборы воинов - в сборы знати со свитой. Карл Великий повелит каждому свободному человеку выбрать себе сеньора.
Появление стремени позволило Карлу Мартеллу ввести тяжеловооружённое конное войско. Ранний доспех весил от 12 до 22 кг, одеть его без посторонней помощи было невозможно, что потребовало появления военных слуг - оруженосцев. Позволить себе полное обмундирование могли только считанные тысячи богатых людей. Они поощрялись землёй с крестьянами, позаимствованными у монастырских владений (церковь обещала владельцам таких земель адские муки, что никого не смущало). Наделы давались не в собственность, а в бенефиций ("благодеяние") - пользование до тех пор, пока рыцарь исполнял воинские обязанности. Такие земли (ленды, или феоды) быстро становились наследственными. Гарантия службы подтверждалась клятвой верности сюзерену (изначально - непосредственно королю), заменявшей юридические законы. При пожаловании феода вассалу совершался обряд инвеституры - передачи символов власти. При смерти сюзерена всё, выданное им вассалам, возвращалось его наследнику, и вассалы должны были этому наследнику заново присягать. Также при смерти вассала всё, выданное ему сеньором, возвращалось сюзерену. Феодализм сложился как система межличностных отношений, основанная в прямом смысле на честном слове.
Во время экспансии викингов в Европе появились замки, первоначально служившие для защиты местного населения. Замок возводили на возвышении и окружали засаженным деревьями земляным валом - бульваром и наполненным водой рвом с навесным мостом, в отдалении (!) от которого находились ворота. Стена была двойной, внешние и внутренние ворота также не находились друг напротив друга. Во внешнем дворе пряталось мирное население, а третий венец стен защищал внутренний двор, предназначенный для гарнизона и источника питьевой воды. Внутри располагалась главная центральная башня - донжон, вход в который располагался на уровне второго этажа, откуда гостям спускали лестницу. На первом этаже проживал гарнизон, хранилось оружие и казна, в подземном этаже могла находиться тюрьма. Второй этаж был парадным, выше находились частные покои владельца замка. На верху донжона располагалась смотровая площадка, откуда подавался сигнал по округе дымом или огнём. Туда вела узкая винтовая лестница, закрученная слева направо в пользу обороняющихся.
Владельцы замка - шаталены, или бароны - получали землю или уже с замком, или с крестьянами, которые его строили. Рыцарям, несущим гарнизонную службу, бароны давали земельные наделы - так разветвлялась феодальная система. Теперь один и тот же человек мог быть вассалом нескольких сеньоров: тесная присяга (аммаж) обязывала защищать сеньора от всех врагов, общая - от всех, кроме того, которому был дан аммаж. Карл Великий поделил свои земли на графства, граф избирался королём из местной знати и исполнял обязанности губернатора; маркграфы (маркизы) были губернаторами пограничных земель. Вскоре появились генерал-губернаторы - герцоги и вице-губернаторы - виконты. Все они передавали своим баронам определённые полномочия. Со временем административная иерархия превратилась в иерархию наследственных титулов. В поэме епископа Ланского Адельбероне "Об управлении" земная иерархия сравнивалась с небесной, и 9 ангельских чинов соответствовали трём земным сословиям: молящимся (oratores), воюющим (bellatores) и трудящимся (laboratores). Они не равны, но равно необходимы, и, как ангелы получают свет Господа, все они пользуются милостью короля. От слова "чин" - ordos - возникла традиция духовных орденов.
В X веке Клюнийский орден начал борьбу за целебат мирского духовенства: "священник не может одними руками браться за тело Христово и человеческое". Это пользовалось поддержкой как светских властей (земли священнослужителей теперь могли наследоваться государством, а не их потомством), так и городских низов, считавших, что количество благодати (см. Проповедь I) зависит от чистоты священника. К тому же правители и социальное дно особенно нуждались в благодати, поскольку в силу социального положения (короли - казнят, оборванцы - грабят etc.) не могли не нарушать Божьих заповедей. Также в X веке утвердилось как догма существование Чистилища, и вышеупомянутые отъявленные грешники могли рассчитывать на попадание туда только за счёт благодати, "исходящей" от их пастырей. Клюнийская реформа одержала победу, а судьба оборванцев-потаренов была печальна: они перешли на критику церковного богатства, были отлучены от церкви и впоследствии образовали секту.

0

4

На случай, если кто не читал Наше Всё: в скобках цитирую Пушкина, столь же образованного, сколь и ироничного. В значении слова паладин верить Пушкину: это рыцарь, фанатично преданный абстрактной идее или даме, а не истребитель нечисти!

Проповедь III. Светская культура рыцарства
Когда армия стала конной, сражение двух армий стало совокупностью поединков: каждый рыцарь находил себе противника с вражеской стороны. Рыцарь мог распоряжаться своими пленными вне зависимости от исхода сражения. Это породило культ индивидуального подвига - ради подвига как такового, и поскольку рыцари больше ничего и не умели, в отсутствие войн и феодальных междоусобиц их приходилось развлекать турнирами. По феодальному принципу инвеституры - взаимных прав и обязанностей в отношениях между сюзеренами и вассалами - моделировались отношения и с Богом (за службу от него требовали вознаграждения), и с женщиной: ей тоже полагалось служить. На становление куртуазии повлиял и культ Богоматери, перешедший в рыцарском сознании в культ Прекрасной дамы, требовавшей поклонения, а не обладания. Теперь можно было совершать подвиги во имя любви. Средневековые женщины носили поверх обычных специальные рукава, использовавшиеся вместо носовых платков, нашитые на живую нитку, так чтобы их можно было отрывать для стирки. Этими рукавами они махали своим кавалерам во время турниров и даже настоящих сражений (во время осады Константинополя для дам, сопровождавших крестоносцев, выстроили специальные зрительские трибуны на безопасном расстоянии). Получив платок в дар, рыцарь привязывал его на копьё, на шлем или на шею (И себе на шею чётки Вместо шарфа привязал ©), и, поскольку платки были геральдических цветов, каждый мог видеть, в честь кого именно он совершает подвиги. А если не видел, то слышал: рыцарь вполне мог скакать на врага с воплями вроде "За Брунгильду!" (По равнинам Палестины Мчались, именуя дам ©).
Куртуазная любовь рассматривалась не чувством как таковым, а символом, идеей, связанной с множеством обрядов и формальностей, как и другие феодальные отношения. Куртуазия накладывала на любовь определённые условности - например, хранить её в тайне (любимую называли не по имени, а прозвищем - сеньалем). Степень обожествления и идеализации возлюбленной вплоть до религиозной аллегории - пока клирики всерьёз обсуждали, есть ли у женщины душа! - зависела от личности рыцаря и исторического контекста. Штампы куртуазной поэтики - запретная и/или неразделённая любовь: к замужней даме, к даме из недосягаемо высшего сословия, холодность дамы etc. Но воспевалась и "ложная" чувственная любовь со всеми её физиологическими прелестями, которую можно было испытывать и к простолюдинке. К слову, в рыцарскую эпоху появилось и словечко gay для обозначения куртуазной любви между рыцарями. Но не стоит полагать, что каждый рыцарь представлял из себя идеального возлюбленного: ведь не каждый священнослужитель был святым. Скептики утверждают, что "куртуазия - правила ухаживания за женщиной, прежде чем её изнасиловать". Это была игра, которой увлекался весь свет, но "не совсем всерьёз". Куртуазные "трактаты" могли утверждать, будто любовь в браке - ненастоящая, но при этом каждый в здравом уме признавал приоритет церковных норм.

0

5

Очень кратко - учитывая то, что для нас это, по-видимому, - прошлое. Если кто-то пожелает отыграть ветерана крестоносного движения, я могу позже предоставить необходимые подробности.

Проповедь IV. Крестовые походы
В конце ноября 1095 г. Папа Урбан II призвал освободить Гроб Господень. Каждый принявший обет прикреплял к одежде крест - так начались крестовые походы. Но само слово "крестоносец" появилось только в конце XIII в., "крестовые походы" - в XVII в. А тогда говорили: "принять крест", "пойти за море", "отправиться в паломничество в Святую землю". Как было сказано выше, Иерусалим - пуп земли, и туда стремился каждый: считалось, что тот, кто приходил туда, преисполнялся благодати, а воды Иордана смывали все грехи. "Реки там текут млеком и мёдом", - вещал Урбан II, - "с каждой травинки капает масло". Но чтобы к тяге паломничества прибавилась жажда завоевания, должно было измениться отношение к войне. Максима ранних христиан "не убий" не действовала в условиях феодализма и уже претерпела некоторые изменения - как "Божий мир" в сакральные дни, неприкосновенность неспособных защищаться. После клюнийской реформы началась христианизация рыцарства с целью заручиться его поддержкой, ведь своего войска церковь не имела. Посвящение в рыцари теперь происходило в храме, в рыцарский обет вошла клятва защищать веру, воскресла идея Августина Блаженного о "справедливых войнах", о "воинстве Христовом" (militia Christi). В XI в. число безземельных рыцарей достигло предела из-за принципа майората, распространившегося среди сеньоров мелкой и средней руки: старший сын получает всё, младшие - ничего. Этим младшим оставалось только принять духовный сан, наняться на службу или стать рыцарями с большой дороги. Папа же обещал им феоды на Святой земле и огромные богатства, таящиеся там.
Весной 1096 г. отправилась в путь первая волна крестоносцев - "Поход бедноты". Их путь через Центральную Европу был отмечен грабежами, еврейскими погромами и вооружёнными столкновениями с армиями восточноевропейских государств. Не согласившись ждать подхода рыцарского войска, беднота переправилась через Босфор, но была разбита. Рыцарское войско выдвинулось летом и в начале 1097 г. вошло в Малую Азию. В конце 1098 г. крестоносцы осадили Иерусалим и в мае взяли его. Входя в дом, рыцарь получал его в собственность со всеми жителями. Население вырезали практически под корень, включая женщин, детей и стариков. Образовалось королевство Иерусалимское, сложились феодальные и административные отношения. В 1118 г. 9 рыцарей приняли монашеский обет, добавив к трём пунктам - бедности, целебата и послушания - четвёртый: сражаться с неверными. Так родился орден "Бедных рыцарей Христа и Соломонова храма" - храмовников (тамплиеров). Орденская одежда - белый плащ, с 1147 г. - с красным крестом. Между 1118 и 1120 гг. те же обеты принял "Орден рыцарей госпиталя св. Иоанна Иерусалимского" - госпитальеров. Их первоначальным одеянием была чёрная мантия с белым крестом с раздвоенными окончаниями (т.н. мальтийский крест, отсюда - Мальтийский орден), в середине XIII в. был принят красный плащ с вышеуказанным крестом. В 1190 г. был основан "Орден дома св. Марии Тевтонской" - Тевтонский орден, куда могли входить только подданные Священной Римской империи. Тевтонцы носили белый плащ с чёрным крестом.
Второй крестовый поход состоялся с 1147 по 1149 г. Прибывшие рыцари перессорились с местными, и поход окончился ничем. К концу 80х королевство оказалось окружено владениями Саладина (султана Салах-ад-Дина), в 1187 г. он взял Иерусалим и потребовал за его население большой выкуп. На 1189 г. был объявлен Третий поход, крестоносцы взяли Акру и заключили договор по обмену пленными. Саладин затягивал с его исполнением, и Ричард Львиное сердце (его прозвище означает "жестокий", а не "храбрый") приказал перебить гарнизон, сорвав договор. Брошенный Филиппом Красивым, Ричард пометался по Палестине и вернулся ни с чем. К 1201 г. крестоносцы собрались в Венеции на Четвёртый поход, но выяснилось, что нечем платить за корабли. Венецианский дож согласился выдать их в обмен на взятие венгерской крепости Зара. В захваченной Заре крестоносцев нашёл беглый византийский царевич Алексей Ангел с просьбой восстановить на троне его свергнутого отца. Крестоносцы помогли и ему, но Ангелы им не заплатили, и Константинополь был взят штурмом и разграблен, после чего рыцари решили вернуться домой. Тем временем в Европе недоумевали, почему крестоносцы терпят неудачи: видимо, им не хватает благочестия. В 1212 г. состоялся Крестовый поход детей, уверенных, что только чистым душам Господь дарует победу. В Риме Папа освободил их от крестоносного обета, но часть дошла до Италии, купцы согласились предоставить им корабли, и дальнейшая их судьба неизвестна: видимо, купцы продали их на невольничьем рынке в Александрии.
Последующие походы своей целью ставили уже не Палестину, а Египет - вотчину султана. Пятый поход был провозглашён в 1215 г., удалось захватить ряд крепостей на Ниле, но потом войско было блокировано, сдалось и было отпущено за выкуп. Походом фактически руководил папский легат, ничего не смыслящий в военном деле, и, чтобы его оправдать, Папа обвинил в неудаче императора Фридриха II, отказавшегося от крестоносного обета, и отлучил его от церкви. В 1228 г. император отправился в поход, и султан сам передал ему Иерусалим в обмен на помощь против нашествия племён, сдвинутых с насиженных мест Чингисханом. Фридрих вошёл в Иерусалим, но Папа так и не снял отлучения. До 1241 г. хорезмийцы пытались взять Иерусалим, пока не достигли успеха. Последние два похода - экспедиции преисполненного инициативы короля Франции Людовика Святого. Седьмой поход в 1248 г. почти в точности повторил судьбу Шестого: захват крепостей, блокированная армия, эпидемия, большой выкуп. Освободившись, король приехал в Акру, новую столицу Иерусалимского королевства, но был вынужден вернуться из-за смерти матери и набиравшего силу "движения пастушков" - похода и детей, и бедноты сразу, сопровождавшегося вышеупомянутыми бесчинствами. Людовик провёл ряд реформ, чтобы очиститься от грехов, и в 1270 г. отправился в Восьмой поход. Король пошёл на Тунис (не спрашивайте, на кой ему Тунис), высадился у развалин Карфагена, в войске опять вспыхнула эпидемия, в результате которой умер и сам Людовик. Латинская Сирия агонизировала, в 1291 г. войска султана взяли Акру. В 1298 г. Великий магистр тамплиеров Жак де Моле захватил Иерусалим на марше, но не сумел удержать, и с тех пор нога христианина не ступала в Святой город до Первой Мировой войны.

0

6

Проповедь V. Средневековые города
Ошибочно полагать, что античные города превратились в средневековые. После падения Римской империи городская жизнь пришла в упадок, а зарождение новой началось после тысячного года. Когда закончилось второе переселение народов, возобновилась торговля, появились ярмарки, чтобы торговцы не платили пошлину на границе каждого феодального владения. Ярмарочные пункты тяготели к городам, способствуя развитию гостиничного и трактирного дела, привлекая ремесленников со всей округи. В античное время город был административным центром, населённым владельцами окрестных земель; средневековый город замкнут сам на себя, его юрисдикция распространяется не далее чем на милю вокруг него. Это коммуна, организующая различные формы самоуправления вплоть до независимой республики. Нередко у правителя города - дворянина или епископа - власть выкупалась, иногда вырывалась силой. Горожане жили корпоративным обществом - ремесленники и торговцы объединялись по виду деятельности в гильдии и цехи, к ним присоединялись представители свободных профессий. Цех - также самоуправляющаяся структура, мастера избирали управителей - "жюри". Иерархия составляла три ступени: мастера, подмастерья и ученики, работающие за стол и кров. На звание мастера сдавался экзамен - создавалось "главное изделие" ("шедевр") и оценивалось советом цеховых старейшин. Только мастер имел право жениться и завести мастерскую.
По цехам избирались правительства, собиралось ополчение, цех управлял частной жизнью, служил социальным регулятором и ограничивал производственную деятельность, не позволяя одним мастерам зарабатывать больше других. Из общей цеховой кассы устраивались пиры, оказывалась помощь разорившимся, выплачивались пенсии, служились заупокойные службы. В честь своих святых покровителей цеха устраивали праздники, организовывали или оплачивали театральные представления. Но равенства всё же не было: одни ремёсла считались почётнее других. Низшие цеха - актёров, нищих и "неблагородных девиц" (впрочем, есть свидетельства, что в оный могли входить и юноши) - не участвовали в городском самоуправлении, и их общим главой назначался городской палач. К слову, именно эти цеха чаще других жаловались на конкуренцию со стороны коллег, захаживающих из окрестных деревень и кочующих по городам. Распри между кланами городской элиты - "патрициев": банкиров, землевладельцев и проч. - нередко заканчивались кровью, вражда длилась поколениями (вспомним Монтекки и Капулетти).
Средневековые города ещё были маленькими (не >5 тыс.чел.), с узкими улочками, невероятно грязными, кишащими крысами. На заднем дворе каждого дома была выгребная яма, но не каждый хотел спускаться по тёмной чёрной лестнице с ночным горшком наперевес - проще было выплёскивать их из окон на улицу. Города были рассадниками болезней и эпицентрами эпидемий. Смертность превышала рождаемость, но города росли - за счёт притока извне: в феодальном мире место человека определялось сословием, в городе же все подчинялись одним законам. Свобода рождала особый моральный климат: она предоставляла каждому равные возможности карьеры, но и требовала немалого риска. Мир переходил от времени церкви, времени крестьянина на время купца, выключенное из природного цикла. В городах появились механические часы на башнях. Церковь ранее утверждала, что только труд земледельца благостен, теперь же любая работа заслуживала право на существование и оплату. Христианам запрещалось только ростовщичество: "ремесленник продаёт свой труд, купец - тяготы пути, а ростовщик - время, которое принадлежит не ему, а Богу, потому он - вор и святотатец". (Не верьте Вальтеру Скотту - ростовщиками были далеко не одни только евреи!) Если раннее средневековье ценило рыцарский (см. рыцарские романы) и религиозный (см. жития) подвиг, то городская рисковая культура - успех (см. фаблио - бюргерские новеллы), который может достигаться не всегда законными и уж точно не всегда благочестивыми средствами. И это не только успех в деле, но и успех в любви, в политической борьбе: цель оправдывает средства.

+1

7

Хёйзингер считал, что XIV-XV в. - не Раннее Возрождение, а увядание Средневековья. Все читаем его прекрасную книжку "Осень Средневековья", которая и дала официальное название оному периоду.

Проповедь VI. Кризисы Осени Средневековья
Эта эпоха отличается серьёзными потрясениями, и базисным был демографический кризис. Новые территории для сельского хозяйства осваивались экстенсивно. В X-XIII в. средневековая экономика переживала подъём за счёт внутренней колонизации, население росло, но, наконец, распахали всё, что только можно было распахать, а тут ещё и климат резко похолодал ("Второй ледниковый период"). Инерция демографического поведения сохранялась, а количество продуктов уменьшалось, начала повышаться смертность. К середине XIV в. установилось шаткое равновесие, но эпидемия чумы нанесла по нему страшный удар. Смертность от чумы была стопроцентной - кто заражался, тот умирал. Чума распространилась до границ со Скандинавией (холод убивал вирус), вымерло от четверти до половины населения Европы и от трети до половины жителей городов. Второй кризис, экономический, связан с первым: уменьшилось число рабочих рук, появились свободные земли, уменьшились феодальные поборы, а феодалы пытались этого избежать. В частности, в Северной Франции сеньоры раздавали освободившиеся земли своим вилланам за чинж - оброк. Такой крестьянин порывал с общиной и должен был сам вести хозяйство и реализовывать продукцию, так как оброк взимался в денежном эквиваленте.
После падения Акры тамплиеры формально перенесли резиденцию на Кипр, но большинство руководства ордена пребывало в Париже. Орден был независим от светских и даже церковных - кроме папской курии - властей и чрезвычайно богат, а Филипп Красивый не мог потерпеть равной себе власти. 13 октября 1307 года наступила "чёрная пятница" - по королевскому приказу были арестованы все тамплиеры на территории Франции. Их обвинили в ереси, мужеложстве, стяжательстве и союзе с мусульманами, по всей стране прокатилась волна судебных процессов. В 1311 г. Папа Клемент V утвердил все обвинения и упразднил орден. В марте 1314 г. завершился процесс Великого магистра Жака де Моле и его ближайшего окружения, они были приговорены к пожизненному заключению. Де Моле и один из его соратников отвергли все обвинения и были сожжены 18 марта 1314 г. Дела тамплиеров вёл новый суд - Инквизиция, созданный в 1209-1229 гг. во время Крестового похода против альбигойцев, или катаров (чистых), приверженцев распространённой в Аквитании ереси. Инквизиция была органом расследования, тогда как светский суд действовал "Божьим судом": поединком (кто победил, тот прав) etc., - но под "расследованием" подразумевались пытки (об этом вам лучше расскажут здесь). Вскоре и королевский суд начал действовать инквизиционным способом, и при Филиппе решения королевского суда, его законы и монеты распространились по всей стране - король встал уже не во главе феодальной системы, а над ней.
Но разгрома тамплиеров Филиппу было мало, в январе 1305 г. к Папе Бонифацию VIII прибыла делегация во главе с канцлером Гийомом Ногаре. 75-летний Папа получил требование отречься от престола, отказался, получил пощёчину, вскоре помутился рассудком и умер. Следующий Папа Клемент V продержался год и был отравлен, и, наконец, Папой стал француз и перенёс резиденцию из Рима в Авиньон. "Авиньонское пленение" Папства фактически приравняло его к архиепископству при французском короле. В 1378 г. после смерти Папы часть кардиналов перебралась в Рим и избрала своего Папу, а оставшиеся в Авиньоне - своего. Началась Великая схизма - раскол, вызывающий ужас у христиан: каждый Папа отлучил другого со всей паствой, каждый назначал своего епископа - оказывалось по двое на один приход. Человек не знал, какой Папа "правильный", действительны ли таинства, отправляемые тем или иным священником. Влиятельным стало Соборное движение: священнослужители с обеих сторон должны собраться и избрать единого Папу. Собор в Пизе низложил обоих Пап и избрал своего, но те с этим не согласились, и стало трое Пап :) Второй Собор низложил всех троих, добился таки избрания единого Папы и сжёг Яна Гуса, что привело к отделению гуситской церкви и ряду Крестовых походов против Чехии. Противостояние Собора и Папства за главенство закончилось победой последнего путём заключения конкордатов - договоров со светской властью: за Папами оставалась только религиозная власть.

С Вашего позволения я воздержусь от описания Столетней войны (1337-1453 гг.), Реформации (с 1517 г.) и Возрождения, зародившегося в Италии в середине XIV в., но через Альпы перешагнувшего в XVI в., - это уже другие игры. Предлагаю администратору выбрать век, а лучше - год, и обозначить расхождения нашей игры с историческим контекстом этого года. Следите за дальнейшими проповедями, и да хранит вас Бог!

+1

8

С XIV в. наступает эпоха готики. Изобретение стрельчатых арок породило храмы, вытянутые вверх, как сталагмиты.
На фасаде видны перспективные порталы, словно выступающие на площадь, со скульптурными тимпанами над входами. "Ресницами" над порталом взмывает вимперг, благодаря которому готика названа "пламенеющим" стилем. Огненными узорами - краббами - увенчан и шпиль Нотр-Дам де Пари. Над вимпергами располагалось круглое витражное окно - роза и галерея королей, увенчанная двумя башнями. Реймсский собор снаружи:
http://s008.radikal.ru/i306/1104/82/21e632e24ce8t.jpg
Каждый храм строился в форме романского креста, поперечный объём которого назывался трансептом. Внутри на перекрестье устанавливался алтарь. На своде изнутри видны ячейки - травеи с каменными жилами-звёздочками, называемыми нервюрами и иногда украшавшимися "каменными кружевами". Свод поддерживают пучки колонн. Над боковыми нефами трансепта возводились галереи - эмпоры. Реймсский собор изнутри:
http://i064.radikal.ru/1104/23/6bc9a5adea37t.jpg
Арки-аркбутаны и колонны-контрфорсы поддерживали лёгкие конструкции готических соборов с восточной стороны. Часто на контрфорсы помещались для украшения башенки-фиалы. Восточная сторона Нотр-Дам де Пари:
http://s50.radikal.ru/i127/1104/ab/fc1b59101d64t.jpg
Очень популярными в Средневековье были витражи. Краски для стёкол изготавливались на основе солей металлов, стёкла соединялись свинцовыми лентами-пайками. Одной из любимых орнаментальных фигур витража был квадрифолий - крест из окружностей. Как на этом витраже из Реймсского собора:
http://i079.radikal.ru/1104/dc/bf096332380at.jpg
Готическая скульптура наполняется содержанием, изяществом, начинает приобретать вычурность и манерность, она отстоит от стены в отличие от романской, к стене прикреплённой. Сформировался готический канон S-образной фигуры, подвижной и вытянутой. Немаловажная часть готической скульптуры - водосливы-горгульи, вскоре переставшие исполнять практические функции и превратившиеся в декоративных химер. Этих, думаю, узнают все:
http://i024.radikal.ru/1104/5c/b32978857579t.jpg

+2

9

Это должен знать каждый!
- "Земную жизнь пройдя до половины..." - это Данте писал о 30-летнем возрасте в начале Возрождения. Да, в Средние века дожить до 60 лет было редкостью, как в наши дни - эдак до девяноста. Детство кончалось максимум в 14 лет (вспомним Джульетту: она была уже девушкой Ренессанса, но в свои 13 - уже засиделась в девках), в 16-17 лет рыцарь мог стяжать себе славу на поле боя, а король - управлять государством. Крестьяне жили и того меньше, на их счёт справедливы слова няни Татьяны ("Евгений Онегин"): "Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет".
- Средневековье не знало понятия интимной жизни и не имело представлений о гигиене. Если в хрониках Вы прочтёте, что некий сеньор, даже король, предложил дорогому гостю разделить с ним ложе, это не значит (за исключением отдельных случаев) сексуальную связь - просто в замке не было лишней кровати. Братья также могли всю жизнь спать в одной постели, наезжая в отчий дом. Господа не стеснялись возлежать со своими жёнами в одной комнате со слугами, коим кровати не полагались. Более того, даже в Высокое Возрождение палаццо итальянских патрициев не знали коридоров и располагали комнаты анфиладой, так что гость, желающий пройти из своего крыла дома в противоположное к хозяину дома, последовательно проходил через все помещения, включая уборные, ванные и спальни.
- Если Вы не клирик и не студент, Вы, скорее всего, неграмотны. И если купец ещё должен был уметь писать, читать и считать на счётах, то у знати учиться было не принято. Спросите, как менестрели рыцарского сословия, будучи неграмотными, не только сочиняли свои песни, но и переводили чужие с других европейских языков? На слух!) Специально для милых дам: женского образования в Средние века не существовало!
- Если Вы - дрессировщик, то забудьте о львах, тиграх и прочей современной экзотике. Максимум, который Вы можете себе позволить, - это собаки, козы, медведь. К слову, ватаги бродячих актёров и циркачей - та ещё организованная преступность, поэтому города могли закрывать от них ворота. Церковь осуждала актёрство и музицирование, но долгое время не преследовала: ей нужен был "враг", на которого можно было повесить все шишки. А сами актёры, несмотря на то, что смеховая культура густо замешана на язычестве, осознавали греховность своего занятия и после представлений смывали с себя грех в прямом и переносном смысле: шли в баню и в храм.
- Картошка - американское растение, которое в Европе распространилось в конце XVII - начале XVIII века. Равно как и кукуруза, помидоры, сладкий перец, подсолнух. Фасоль имеет много европейских родственников-бобовых, но сама она - также американка, так что здешние "национальные" блюда с ней изначально готовились с горохом или чечевицей. Неизвестно, когда жила и любила Золушка, но то, что она делала всё это после 1492 года - сомнению не подлежит, так как до этого даже самая дотошная фея не смогла бы обнаружить ни на одном европейском огороде тыкву - которую тоже припёрли из Нового света и культивировали не ранее хорошего такого XVI века. Какао - "коричневое золото" - конкистадоры открыли в 1519 г., табак появился как декоративное растение только в 1560 г., кофе - открытие начала XVII в., чай - середины XVII в. Индейка - от слова "индейцы" - по понятным причинам не могла разгуливать по средневековому птичьему двору.
- Хотите рассмешить священника - обзовите его "святым отцом". К лику святых причисляли только после смерти, а я для вас падре (или отче, если на русский манер).
- Во время эпидемии чумы у Инквизиции, конечно, было работы вдосталь: "чёрную смерть" приписывали ничему другому, как "чёрной магии". Но период, печально известный как "Охота на ведьм", - как это ни парадоксально, есть детище эпохи гуманизма, начала XVI века. Гуманисты изучали якобы "древние" труды по демонологии и колдовству, народ им поверил - и только тогда костры с женщинами запылали массово.
- Средневековье не знало станковой, не связанной с архитектурой живописи на мольберте и светских сюжетов! А религиозные фрески требовали строгого соблюдения канона: каждый цвет, поза, предмет, мизансценирование, я уж ни говорю об изображаемых персонажах, имели символическое значение. Также художники не подписывались - средневековое искусство медиативно: мастер - не самостоятельный творец, а проводник воли Божьей. Композиция строилась по принципам обратной перспективы (что главнее - то больше), полицентрического зрения и симультанности (с "точки зрения Бога", которому доступно всё и сразу).

Список будет регулярно обновляться, оставайтесь с нами!

Отредактировано Pastor Michael (2011-05-02 22:23:22)

+1

10

Это интересно
(и также будет обновляться)

Ассасины

Вы, должно быть, уже знаете о расколе ислама на суннитов и шиитов, а может, даже и о появлении в лоне шиитов исмаилитов. Но расколы шли и далее. Появились низариты - приверженцы Абу Мансура Низара, отстранённого от наследования старшего сына халифа ал-Мустансира из династии Фатимидов. Его адепты во главе с персидским исмаилитом Хасаном ибн Саббахом провозгласили Низара предком "скрытого" имама (он же Махди-Мессия). Оный Хасан ибн Саббах захватил в 1090 г. замок Аламут в Азербайджане и основал там особый орден-секту (впрочем, иные исследователи отрицают это и объявляют всё нижесказанное чистым вымыслом). Название "хашашийун" ("употребляющие гашиш" - отсюда в европейских языках появилось слово assassin, означающее "убийца") дали ей крестоносцы, столкнувшиеся с ассасинами в Сирии.
В секте утверждалось полное и беспрекословное подчинение её руководителю. Считалось, что никакие действия, совершённые без приказа начальства, не могут быть благими, и никакие предпринятые по его приказу - дурными (века спустя эта формулировка дословно повторится в уставе иезуитов). Лишь свершение последних ведёт в рай. Предания гласят, что принимаемых в орден мусульманских юношей угощали гашишем и переносили в сад, где их ублажали прекрасные девы. После этого их возвращали обратно и уверяли, что они были в раю, куда обязательно попадут, если будут послушными. Но, скорее всего, всё было гораздо прозаичнее: члены секты быстро становились наркозависимыми и были готовы на всё, лишь бы получить новую дозу.
Трудно сказать, с какого времени (скорее всего, ещё при Хасане ибн Саббахе) началась практика тайных убийств политических противников правителей Аламута. Убийства совершались специально обученными исполнителями - фидаями (араб. "жертвующий собой"; отсюда современное "фидаин", т.е. исламский партизан). Преемники Хасана объявили себя имамами. В 1126 г. исмаилиты проникли в Сирию, в 1141 или 1163 г. сирийский наместник аламутского имама Рашид ад-Дин Синан захватил горную крепость Масияф и объявил себя имамом. Его и его преемников именовали Старцем Горы. Его фидаи наводили ужас и на крестоносцев, и на Саладина, который в 1187 г. пытался, но не смог взять Масияф. Старцу Горы приписывалось убийство Конрада Монферратского - злые языки даже утверждали, что подбил Старца на это дело Ричард Львиное Сердце; впрочем, того же Старца обвиняли в покушении на самого Ричарда уже в Европе.
С одним из Старцев (больше о вожде ассасинов ок. 1253 г. мы ничего не знаем) столкнулся Людовик Святой в Палестине. Как утверждает хронист Гийом из Нанжи, никогда Людовика не видевший, Старец направил во Францию тайных убийц к королю, но потом "Господь... изменил намерение старого царя, и вместо намеченного убийства он стал помышлять о мире. Старый царь отправил к королю Франции других посланцев, которые должны были опередить первых". Это явная сказка, но переговоры между представителями главы асассинов и Людовиком действительно велись и привели к миру со Старцем и обмену дарами. Неясно, можно ли счесть это попыткой заключить союз против египтян, но в 1260 г. мамлюкские султаны всё же взяли Масияф, и дальнейшая история асассинов (если они действительно существовали) теряется.

Индульгенции

Индульгенция (лат. "отпущение") - "справка" об отпущении грехов. Она потребовалась в XIII в., при развитии городской культуры: если в сельской общине каждый знает, ходит ли его сосед на исповедь, то в городах появлялись новые люди, о которых другим ничего неизвестно - а водить дела с грешником самому грешно: "предъявите сначала справочку!". Изначально выдавать индульгенции мог любой приходской священник, потом - только епископы и, наконец, - только Папа. Но Папа один, а исповедующихся много, поэтому индульгенции распространяли папские агенты - как правило, странствующие монахи. В таких индульгенциях уже указывался грех (см. первую проповедь: все грехи были тщательно расписаны) и сумма милостыни, его покрывающей, - включая генеральную индульгенцию на все грехи разом (кроме смертных), которая "стоила" дорого даже для мелких феодалов. Индульгенцию стали покупать заочно, до совершения греха, их перепродавали, дарили, закладывали, передавали в приданое и по наследству - как ценную бумагу. Не забываем: от "уголовного преследования" индульгенция не спасала! - зато перед Богом ты был чист.:) Только в 1351 г. Мартин Лютер объявит индульгенции бессмысленными на основе отрицания материального воплощения благодати.

Отредактировано Pastor Michael (2011-04-26 18:37:06)

+1


Вы здесь » Право первой ночи +18 » Библиотека » Читать умеешь?